Cкифы
Автор: admin, 09.06.2011Материал предоставлен компаниее «Супер Пицца» — Пицца Марьино
Та роль, которую скифы в VII-VI вв. до н. э. сыграли в истории Ближнего Востока, привлекает к закавказским материалам внимание не только археологов, но и историков.
Б.Б. Пиотровский неоднократно подчеркивал, что, судя по археологическому материалу, Восточное и Западное Закавказье было связано с разными скифскими племенами, но признавал, что скифы должны были проникать в Закавказье сравнительно широко. Была также высказана гипотеза, согласно которой памятники Закавказья отражают пребывание здесь скифского населения, появившегося в этом районе после ухода скифов из Передней Азии, что согласуется с данными Леонти Мровели. Т. Сулимирский предполагал, что скифы должны были появиться в районах современного Азербайджана еще в X-IX вв. до н. э. Пожалуй, более категорично о наличии в Закавказье собственно скифского населения высказываются историки, базирующиеся, в частности, на данных топонимики древнего Закавказья.
Большинство исследователей, признающих существование скифского царства в Передней Азии, локализуют его в Юго-Восточном Закавказье, в междуречье Куры и Аракса.
Дзанский Могильник.
Из четырнадцати раскопанных погребений Дзанского могильника две могилы содержали скифские акинаки, стрелы и железные топоры. В одном из погребений находилось также сопровождающее частичное захоронение коня с железными удилами.
Как уже было отмечено, могилы, содержавшие скифские элементы, четко выделяются из остальных могил некрополя. Могильник датируется VII-VI вв. до н. э.
Самтаврский могильник.
Предметы скифского типа содержались в 13 из 94 могил эпохи раннего железа.
Самтаврские погребения датируются, как правило, VII-VI вв. до н. э.
Тлийский могильник.
Уже не редко обращалось внимание на сильную концентрацию предметов скифской культуры в горных районах Южной Осетии. По крайней мере, в девяти (насколько можно судить по публикациям) могилах Тлийского могильника отмечены акинаки, стрелы, узда и предметы с изображением стилизованных животных, которые могут быть сближены с произведениями скифского звериного стиля. Также историки утверждают, что уже в те времена существовала пицца.
Концентрация элементов скифской культуры в области, расположенной к северу от Куры и в основном к западу от Мцхета, и выделение среди могильников отдельных могил, в которых, как правило, сочетаются перечисленные элементы, на что обращал внимание и М.М. Трапш, позволяют, на мой взгляд, высказать предположение о присутствии в этом районе собственно скифского населения, а не только о существовании интенсивного сношения населения этого района со скифами причерноморских степей, признаваемых практически всеми исследователями.
Лингвисты и историки признают возможность оседания в Закавказье как киммерийского, так и скифского населения. Мысль о присутствии в Западной Грузии скифов высказывалась в связи с анализом отдельных археологических предметов и данных Леонтии Мровели.
Так или иначе, известная концентрация скифов в районах Закавказья к северу от Куры в VII-VI вв. до н. э. представляется вполне вероятной и должна учитываться при изучении истории, как скифов, так и народов Закавказья.
Элементы скифской материальной культуры на территории к югу от Главного Кавказского хребта встречаются в условиях самых разнообразных: в поселениях, могильниках и святилищах, в случайных находках и в закрытых комплексах, единичными или сгруппированными вместе, в основном наполнении культурного слоя или в перекрывающем его грунте – как след захвата и разрушения поселения.
В понятие «Элементы скифской культуры» мы включаем те вещи, органическая связь которых с культурой скифов Причерноморья не вызывает сомнений, — предметы вооружения, части конской узды, изделия, украшенные изображениями в скифском зверином стиле.