Анекдот как историческое явление
Автор: admin, 21.02.2009Великий Александр Сергеевич, которого по праву числят первым в новой истории русского литературного языка, новатором в необъятной стихии русского стихосложения, основоположником новой прозы, и в области анекдотов был первым. Так как он являлся большим любителем меткого словца, Пушкин и ввел впервые анекдот в лоно высокой литературы.
Тот, кто просматривал его автобиографическую и историческую прозу, безусловно обратил внимание на множество историй и смешных исторических эпизодов, которые в пушкинское время считались анекдотами, но у нас они вряд вызовут даже тень улыбки. Дело здесь не столько в плохом знании истории, сколько в разном понимании анекдота.
Замечательный по-своему анекдот пушкинской поры был вовсе не похож на наш: он был тесно связан с историческими личностями и событиями времени. Он был громоздок, неуклюж, включал слишком много подробностей и пояснений, для его разгадки требовалось общее понимание расстановки сил и действующих героев.
Пушкинский анекдот был историчен и тесно связан крепкими узами со своим временем. То есть мы с вами как бы застали анекдот в пору его рождения: он мил, детски наивен, приятен и всеми любим. Он никого пока не кусает, не жалит смертельно, не отшлифован до блеска, не отделан артистически, не анонимен, не универсален. Потому наивные читатели нашего времени и не видят в нем анекдота, принимая частенько за что-то другое: сплетню, байку, домысел.
— «Один старый адмирал был представлен Екатерине Второй после морского боя, который он выиграл. Екатерина попросила его рассказать о подробностях баталии. Адмирал начал рассказ, но, по мере того как увлекался, он стал пересказывать свои команды и обращения к матросам, перемежая их такой бранью, что все слушавшие его рассказ оцепенели от страха. И вдруг адмирал понял, что он наделал, и, встав на колени перед императрицей, стал просить у нее прощения. Екатерина спокойно и ласково проговорила: «Продолжайте, пожалуйста, дальше ваш весьма интересный рассказ, я этих морских названий и слов все равно не понимаю».
Заметьте, что и в русском языке отмечена особая роль анекдота. Ведь для них, дорогих и любимых, которые не просто рассказывают или искусно передают в лицах, язык выделил специальную словоформу «травить анекдоты», как будто бы существует особое душевное состояние «травли». Скажем, новости, стихи, сплетни, литературные сюжеты — все это мы передаем, пересказываем, комментируем, анализируем, а вот анекдоты вдруг «травим».
Откроем подвернувшийся под руку словарь Ожегова и посмотрим значение слова «травить»:
— убивать, применяя отраву;
— причинять вред организму;
— охотится, преследовать зверя при помощи собак;
— изводить преследованиями, клеветой;
— обрабатывать химическим путем;
— ослаблять, отпускать понемногу.
В каком же значении употребляется в языке словосочетание «травить анекдоты»?
Не то медленно убивать вас, мучая старыми анекдотами. Не то причинять вред здоровому организму, принимая вовнутрь слишком большие порции несвежего продукта; не то изводить вас, намекая анекдотом на ваши слабости; не то обрабатывать вас, применяя психологический прессинг; не то ослаблять вожжи напряженного организма, спуская пар в откровенном смехе над глупостью.
Но мне больше всего нравится другое прочтение: бередить душу, сыпать соль на раны души. От похожего словосочетания «травить душу». Есть ведь что-то глубоко проникновенное, в самое русское сердце поражающее в процессе передачи друг другу сокровенных анекдотов.
Если бы мы могли проследить историческую последовательность возникновения и распространения анекдотов, то, безусловно, открыли бы непосредственную связь и близость их к событиям большой истории. Ведь анекдот, деталь, смеховая мелочь очень точно и однозначно выражают крупные события жизни, неожиданным образом выворачивают изнанку великих событий.
И еще неизвестно, что будет точнее: едкий парадоксальный анекдот, символ своего времени, или строгая научная статья, дающая описание тому же явлению.
Вспомните анекдоты недавней истории, скажем, робкие следы протеста сталинской диктатуре, брежневские анекдоты эпохи застоя, смелые вызовы времен горбачевской перестройки, анекдоты про «новых русских», — и вы поймете, как много исторических нюансов несет в себе маленький разлагающий вирус анекдота…
Не кажется ли вам, будто бы анонимный бесплотный микроб-анекдот, наряду с диссидентами — борцами с ненавистным режимом, экономическими показателями и законами рынка, — является главным виновником падений целых империй, фанатичных диктатур. Это он, смехом разъедая, разлагая изнутри мощные идеологические системы, издеваясь над «видными деятелями» партии и правительства, подрывает в народе веру в незыблемость и силу такого мироустройства. Ведь режим, намертво засмеянный, голышом выставленный, вывернутый наизнанку, больше не страшен, он попросту глуп.
Чем больше закручивали власти гайку цензуры, чем строже наказывали за любые проявления вольномыслия, тем злее становились анекдоты, тем точнее ложились остроты в цель.
Если сравнить анекдоты, скажем, хрущевской оттепели, которые появились в начале его восхождения с анекдотами последних лет правления любителя кукурузы, то вы сразу отметите разницу в тональности.
В конце концов вовсе не важно, в каком наряде явится миру очередной моральный урок: то ли как героический эпос, то ли как народная песнь, то ли как роман-эпопея. Одному поколению суждено плакать над «Словом о полку Игореве», др