Высокий ренессанс
Автор: admin, 09.10.2010Судьбы четырех прославленных мастеров Высокого Возрождения — Леонардо, Микеланджело, Рафаэля и Тициана — имеют общую особенность. Все они начинали свой творческий путь, обучаясь у живописца, уже занимавшего прочное положение, и каждый сначала усваивал, а потом превосходил стиль учителя. Первый и старший из двух флорентийцев — Леонардо да Винчи (1452—1519). Он учился у Андреа Верроккьо (1435—88), великого скульптора и живописца.
Известно, что творчество Верроккьо служило примером и для молодого Микеланджело. Одно из самых знаменитых живописных произведений Верроккьо — «Крещение Христа». Юный Леонардо написал здесь фигурку ангела (крайняя фигура слева). Этот романтический, мечтательный ангел очень выгодно отличается от грубоватого ангела рядом, принадлежащего самому мастеру.
Леонардо — титан эпохи Возрождения
Ни одного другого художника нельзя с такой же уверенностью назвать гением. Леонардо, подобно Шекспиру, имел невысокое происхождение, но завоевал всемирную славу. Он был внебрачным сыном нотариуса из тосканского городка Винчи. Отец признал его, оплатил обучение, но можно лишь гадать, как двусмысленное положение Леонардо в юные годы сказалось на поразительной самостоятельности его поведения и мышления. Ему выпала почти невероятная одаренность: мужская красота, прекрасный певучий голос, редкая физическая сила, научные, математические таланты и так далее, до бесконечности.
Со столь непомерным дарованием он легкомысленно относился к своим художественным занятиям, редко заканчивал произведения, порой брался за радикальные технические эксперименты. Например, «Тайная вечеря» в миланском монастыре Санта Мария делле Грацие почти погибла в результате его неудачных попыток по-новому подготовить стену к написанию фрески.
И все же дошедшие до нас шедевры до сих пор остаются самыми поэтическими на свете. «Мона Лиза» («Джоконда») на свою беду слишком прославилась, поэтому ее можно увидеть только сквозь толстое стекло и плотные толпы восторженных зрителей. Она красуется на бесчисленных репродукциях, замкнувшаяся в своем волшебном очаровании, недоступная человеческому пониманию. На нее можно лишь молча смотреть.
Три великих женских портрета кисти Леонардо полны тайной грусти, особенно привлекательной в Чечилии Галлерани(«Даме с горностаем»), особенно загадочной в Моне Лизе, особенно вызывающей в Джиневре Бенчи. Трудно рассматривать «Мону Лизу» потому что наши ожидания слишком велики. Лучше внимательнее посмотреть на не столь знаменитый портрет Джиневры Бенчи, полный захватывающей, почти неземной красоты, характерной для образов Леонардо.
Ссылка: Высокий Ренессанс