Миссионерский визит апостола андрея первозванного в москву и смоленск, по пути на валаам

Автор: admin, 21.12.2008

     Существует много письменных свидетельств о миссионерских посещениях различных мест апостолов, в том числе и России, с целью «просвещения язычников» и «донести свет истинной веры».
     К сожалению, сведенья о жизни и миссионерской деятельности многих апостолов нам мало что известно и сохранилось слишком мало документальных свидетельств, в том числе и ап. Андрея. Досконально изучена деятельность апостолов Петра, Павла, Иоанна Богослова.
     Наиболее цитируемым источником является небольшой участок из энциклопедии архимандрита Никифора: «По преданию, после событий дня Пятидесятницы, он проповедовал в Скифии и доходил даже до Киева, где на горах его водрузил крест с пророческим предсказанием: «Видите ли горы эти? Поверьте мне, на них воссияет благодать Божия».

То же предание говорит, что он мученически кончил свою жизнь в г. Патрах в Ахее (Греция), где был распят. Год в который он пострадал нам неизвестен; но последний день месяца ноября всегда считался и считается как у восточных, так и у западных христиан днем его мученической кончины [1]. И как мы видим – в источнике указано, что это всего лишь «предание» — т.е. легенда. Согласно тому же преданию, ап. Андрей Проповедовал в Скифии, Киеве, по берегам Черного моря, в Византии рукоположил в епископы Стахия [4], одного из 70 апостолов, избранных после смерти и воскресения Иисуса Христа.
     Позднее, была найдена рукопись «Оповедь» в архивах Валаамского монастыря, где написано: «Св. Андрей от Иерусалима прошед Голядь (позже мы к этому мету вернёмся), Косог, Родень, Скеф, Скифь и Словен смежными лугами, достиг Смоленска и ополчений Скоф и Славянска Великого, и Ладогу оставя … на Валаам пошёл, крестя по всюду и поставлял по всем местам кресты каменные.

Ученики же его Сила, Фирс, Елисей, Лукослав, Иосиф, Косма (Косьма) повсюду сделали ограды (храмы) и все посадники доезжая от Словенска и Смоленска, и многие жрецы окрестились и капища Перуна и Велеса разрушили …» [4]. Как мы видим – довольно чётко описан путь ап. Андрея и его деятельность на территории России, указаны города, упомянуты поименно его ученики. Можно сказать, что князь Владимир, «просветивший Русь», имел дело не с язычниками, а уже с вполне просвещёнными в христианской вере людьми и к 988 на Руси уже сформировались немногочисленные христианские общины, со служащими литургию священниками, рукоположенными ап. Андреем и его учениками.
     Из всей рукописи привлекает внимание название местности Голяд (Голядь). Судя по происхождению – это слово пришло к нам из прибалтийских языков и , казалось, это место должно находиться где-то на территории Восточной Европы, Прибалтики.

Однако, привожу часть подлинного исторического документа – летописное известие 1147 года, так называемую «Ипатьевскую летопись» [2], где описываются «деяния князя Долгорукого». В этой грамоте имеется первое упоминание о Москве, как о населённом пункте: «Иде Гюрги воевать Новгорочкой области, и пришед взя Новый Торг и Мсту всю взя.

А ко Святославу присла Юрьи, повеле ему Смоленскую волость воевати; и шед Святослав и взя люди Голядь, верх Поротве, (р. Паномарка) и тако ополонишася дружина Святославля. И прислав Гюрги и рече: «Приди ко мне брате на Москву». Однако первое упоминание об этой местности относят к 1058 году, когда киевский князь Изяслав, сын Ярослава — «победи голяди» …».

  Такое название приобрело от племени — Голядь, жившие здесь в середине XII веке, говорили эти люди на языке близком к балтийской группе [3]. В настоящее время – это территория Кузьминского лесопарка города Москвы.
     И в заключении можно сказать, что пребывание апостола Андрея (Первозванного) на территории Москвы ещё не доказано и утверждать с полной уверенностью об этом историческом событии, который имеет большое историческое и, главным образом, религиозное значение до конца не подтверждено. Однако документальные свидетельства, приведённые в этой статье могут пролить свет на некоторые исторические моменты, добавляя к маршруту апостолов-миссионеров новые, ещё неизвестные, места, которые они возможно посетили.

                                                 Список литературы

 1. Архимандрит Никифор. Библейская Энциклопедия. / Архимандрит Никифор –   © Holy Trinity Orthodox School. 1990. – Т. 1.

2. Горбаневчкий М.В. Москвоведенье. / Горбаневчкий М.В. – М.: Издательский дом Московский учебник – 2000, 1997. – 368 с.: ил.

3. Зотов В. Б. История Юго-Востока Москвы // Под ред. Зотова В. Б., Киселёва А.С. – М.: Мосгорархив, 2000. – С. 46-135.

4. Слободской С. Закон Божий. / Слободской С. – Holly Trinity Monastery, Jordanville, N.Y. USA, 1987. – С. 464-482.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Рубрика: История - Ваш отзыв

Метки: , , , ,

Комментарии закрыты.

  наверх