Колючая проволока в военной истории человечества (невзрывные заграждения)

Автор: admin, 20.05.2009

Колючая проволока в военной истории человечества (Невзрывные заграждения)

Кем и когда была изобретена колючая проволока неизвестно. Ясно только, что она могла появиться только с развитием промышленности и массовым внедрением механического привода различных волочильных станков. Т.е. тогда, когда стало возможным массовое производство проволоки вообще. Профессор В.В.

Яковлев в своей книге «История крепостей» упоминает о заграждениях из колючей проволоки, как элементе периметра германских фортов образца 1870 года. В то же время мы знаем, что в исторических источниках об обороне Севастополя 1854-55 годов о колючей проволоке не упоминается. Следовательно, ее появление и внедрение в боевую практику можно датировать периодом 1860-75 годов.

В войнах конца XIX -начала XX века колючая проволока стала находить все большее применение. Например, осада крепости Порт-Артур в русско-японскую войну 1904-05 годов. Если можно так выразиться, то «звездным часом» колючей проволоки явилась Первая Мировая война.

После короткого периода маневренной войны осени 1914 -зимы 1915 фронты зарылись в землю и началась долгая изнурительная позиционная война. Массовый оборонительный артиллерийский и пулеметный огонь в сочетании с многорядными, тянущимися на десятки и сотни километров проволочными заграждениями срывали любые атаки.

Миллионы снарядов расходовались на то, чтобы пробить бреши в заграждениях. Расход снарядов (калибра 75мм.) доходил до 120-150 штук на один проход в пятирядном проволочном заграждении. Лихая кавалерия сникла перед сочетанием пулеметов и проволочных заграждений.

Самые смелые и обученные пехотные полки беспомощно топтались перед проволочными заборами, пытаясь различными способами прогрызть путь к окопам противника. Ручные гранаты, забытые с XVIII века, обязаны своим вторым рождением именно колючей проволоке. Про них вспомнили в процессе поисков средства преодоления проволочных заграждений.

Большинство образцов ручных гранат Первой Мировой снабжены тремя-шестью шнурками с крючками на концах. Граната бросалась на заграждение, цеплялась крючком и повисала на кирпич. Взрыв повреждал несколько прядей проволоки.

И только танк, появившийся во второй половине войны, заставил колючую проволоку начать сдавать свои позиции. Его предшественник — бронеавтомобиль был бессилен перед многорядным проволочным забором. Автор полагает, что сам вид оружия -танк, своим появлением на свет обязан именно колючей проволоке.

Возможно, что компоновочная схема (гусеницы огибают весь корпус танка, передняя часть высоко задрана вверх) первого в мире английского танка Мк 1 была выбрана именно исходя из необходимости давить, прорывать проволочные заборы, подминать под себя спирали Бруно. Два пулемета по правому и два пулемета по левому борту, один вперед, очевидно, предназначались для флангового прикрытия пехоты, устремившейся в проделанный танком проход. Для таких целей танку не требовалась ни большая скорость, ни мощная броня, ни пушечное вооружение. То, что танк способен на гораздо большее, очевидно, выявилось несколько позднее, уже в ходе первых танковых атак.

Колючая проволока широко применялась и в годы Второй Мировой войны, однако в гораздо меньшей мере. Война стала более маневренной и времени на установку многорядных проволочных заграждений часто просто не хватало. Чаще проволока использовалась при заблаговременной подготовке оборонительных рубежей. Да и танки, применение которых стало массовым, легко прорывали эти заграждения, проделывая проходы для пехоты.

В послевоенный период проволока довольно быстро превратилась из основного вида противопехотных заграждений в скорее экзотический, запасной вид заграждения, окончательно уступив свое главенство, как противопехотного заграждения минам. В настоящее время в Армии колючая проволока продолжает числится табельным инженерным имуществом, заграждения из колючей проволоки предусматриваются боевыми уставами, типы и размеры противопехотных заграждений из нее описываются в Наставлении по военно-инженерному делу. Однако, хранящиеся на складах остатки запасов колючей проволоки расходуются для текущих нужд частей (домашний кинотеатр ограждений складов, караульных помещений, иных охраняемых объектов). Крайне неудовлетворительное финансирование армии в девяностых годах заставило инженерное ведомство отказаться и от закупок колючей проволоки. В ряде округов запасы колючей проволоки исчерпаны и для текущих нужд пошли в ход запасы гладкой проволоки МЗП и поступавшие в армию в восьмидесятых годах взамен колючей проволоки — режущая лента, колючая лента типа Егоза.

Трудно сказать, будет ли возобновлено производство колючей проволоки для нужд армии при восстановлении достаточного финансирования оборонных нужд. Вполне возможно, что и нет, т.к. промышленность предлагает более совершенные образцы в виде режущей ленты, колючей ленты Егоза, Концертина и их разновидности, которая, собственно является едва ли не идеальной заменой колючей проволоки и обладает рядом преимуществ перед последней.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Рубрика: История - Ваш отзыв

Метки: , , , ,

Комментарии закрыты.

  наверх